Любовь Гуревич об Александре Носове
Носов Александр Кириллович (р. 1947, Ленинград). Отец — художник, мать — ассистент кинорежиссера. Окончил отделение художественной керамики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1975). Работал в Комбинате графического искусства.
С 1968 г. учился у В. Стерлигова. Как и у Стерлигова, отправной точкой является реальный мотив, который художник приводит к композиции из мелких плоскостей, неправильных, но тяготеющих к прямоугольным. Формы вставляются друг в друга, «плавают». Иногда картина содержит синтетический образ, чуть намеченный: городской пейзаж, монастырский дворик, букет. «Не люблю ясное, четко очерченное, откровенно явное», — признается художник. Часты мотивы, связанные с Грузией, ее ландшафтом. Иногда картина кажется вертикальной плоскостью — как будто вплотную к раме высится гора или многоэтажные дома, ритм освещенных окон строит композицию. Или, напротив, изображение напоминает вид сверху на местность, ее план. Иногда рисунок отделен от цвета: черные линии, обозначающие форму, не совпадают с ее цветовыми границами, что создает дополнительную напряженность. Бли-кующая поверхность, цветовой ритм как намек на порядок, который грозит вот-вот нарушиться, контрасты теплых и холодных тонов одного и того же цвета, часто красного, вместе создают ощущение внутреннего драматизма. В последнее время стыки между формами, «встречу форм» стал обозначать толстыми черными линиями. Образуя свой узор, они становятся конструктивным моментом, строющим композицию. В работах пастелью ритм создает чередование разных по плотности плоскостей, то гладких, то закрашенных таким образом, что цвет просвечивает сквозь цвет. Как пишет И. Карасик: «Пористая, дышащая, бархатистая текстура пастели сообщает цвету глубину звучания, заставляет его мерцать и пульсировать, не теряя при этом в силе и напряжении. Носов играет возможностями живописной поверхности быть одновременно и плоскостью, и пространством». В живописи маслом в последние годы появилась тенденция выйти в пространство внешнее: шершавая, как кора дерева, фактура, получаемая добавлением в масло опилок, приближается к рельефу, выступает из рамы.
Любовь Гуревич
Художники ленинградского андеграунда. СПб.: «Искусство-СПБ» , 2007. с. 105-106