Любовь Гуревич о Геннадии Зубкове
Геннадий Зубков с 1963 г. был учеником В. Стерлигова. Воспринял стерлиговский интерес к теории, к пластическим концепциям, претворившийся в увлеченность методологией. Возможно, в этом сыграло роль параллельное обучение в педагогическом институте. С 1976 г. разрабатывает план и методику занятий по системе Стерлигова, внося в алогичные построения учителя дидактическую упорядоченность. С 1981 г. ведет занятия, сначала со стерлиговцами, потом с собственными учениками. Дидактический пафос позволил стать «хранителем традиции» и воспитать еще одно поколение стерлиговцев. Для Зубкова не существует разницы между штудией, упражнением и собственно художественными работами. Часто их «сюжет», как у Стерлигова, — пластическая проблема. Проработка заданий учителя остается актуальной на протяжении всего творческого пути: в 1994 г. Зубков устраивает персональную выставку, названную «Импрессионизм сегодня» и состоящую из разделов «Импрессионистический кубизм», «Цвет в супрематизме», «Назад к природе», «Форма делает форму». Ранние упражнения на тему «импрессионистического кубизма» относятся к 1967 г. Так, в работах «Дровосек», «Баба с граблями», сделанных в духе «Плотника» или «Уборки ржи» К. Малевича, изображены фигуры с раздутыми объемами, круглящимися контурами, в том же состоянии рабочей сосредоточенности, но импрессионистическое наложение красок лишает их присущей крестьянам Малевича тяжести, онтологичности. Иногда делал версии, как назидание. Например, «исправил» «Бурлаков» И. Репина, демонстрируя, как Репин, современник кубистов, должен был их написать. Прорабатывает стерлиговские мотивы, пишет натюрморты, стерлиговские по выбору предметов (фрукты, сосуды), и пейзажи (сады, водоемы, стога, деревянные строения), стилизуя их, превращая в кристаллические композиции. Началом 1980-х гг. датируются работы на стерлиговскую тему «разорванного пространства», «далекого как близкого», где в форму картины вписана другая форма: в прямоугольную — эллипсоидная, что иллюстрирует отсутствие постепенности, предуготовленности. А схематичные фигуры ангелов означают совмещение этого мира с миром иным. И этот, и тот мир состоят из горизонтальных полос: И. Карасик называет эти работы «воспоминанием (или сном) о супрематизме», поэтическим образом супрематизма. В религиозной живописи художник также идет вслед за Стерлиговым: так, Троица вписана в зеленое растение или зеленое растение внутри себя содержит Троицу. Сама религиозная вера для Зубкова предстает частью методологии. Стерлиговский постулат об очищении как условии работы художника не усложненный, как у учителя, присутствием абсурда, но, напротив, соединенный с методологической логикой, претворяется в умиротворенность. Если в живописи Стерлигова есть ощущение таящегося в действительности рая, то у Зубкова мир в целом бесконфликтен. (Характерно, что, поставив себе задачу откликнуться на трагедию 11 сентября в Нью-Йорке, художник решает ее просто введением черного цвета, внешнего раскола). Из теоретических идей Стерлигова он наиболее погружен в проблему «окружающей геометрии». Задача, им решаемая, — геометризация пространства между предметами, «приведение геометрии окружения и геометрии предметных форм к равнозначности». В 1990-х гг. художник сформировал более индивидуальную и простую манеру, прямо соотносимую с его педагогической деятельностью и призванную доходчиво иллюстрировать любимый постулат: «Форма делает форму» — его вывод из «окружающей геометрии». Главную роль играют просветы, наложения, касания, столкновения, взаимопроникновение форм. Нерасчлененный силуэт, большая, плоскостная форма создает форму, с ней сопрягаемую. Иногда это коллаж: формы вырезаются из бумаги. В живописи края форм растворены, белые раздельные мазки мастихином по всему пространству заставляют поверхность мерцать и усиливают мягкость, похожую на мягкость птичьего оперения, рыхлого ковра. Ясная, простая логика построения, безмятежность этих работ уводит из стерлиговского переусложненного умственного пространства.
Любовь Гуревич
Художники ленинградского андеграунда. СПб.: «Искусство-СПБ» , 2007. с. 63 - 64