Любовь Гуревич о Михаиле Цэруше
Цэруш Михаил (Михай) Георгиевич (р. 1948, с. Синешть, Унгенский район, Молдавская ССР).
Родители — рабочие. С пяти лет жил в Кишиневе. С пятого класса ходил в детскую художественную школу. Окончил Кишиневское республиканское художественное училище (1968) и живописный факультет ИнЖСА им. И. Е. Репина (1975). Вел детскую студию при Дворце пионеров Выборгского района. Был членом Горкома графиков, делал плакаты для Ленконцерта. С 1971 г. учился у В. Стерлигова. Писал пейзажи, петергофские и молдавские, с чаше-купольной логикой построения, с разной степенью обобщения формы; натюрморты со стерлиговским набором предметов: цветы и фрукты, предстающие как светящиеся шары или приведенные к силуэту, или разлагающиеся на обтекаемые, «мягкие» формы. Во второй половине 1970-х гг. делал объекты — абстрактные, биоморфные, почти монохромные рельефы. Есть чисто абстрактная живопись: «Полоса в движении» (1978) — широкая многоцветная линия напряженно, воинствующе, диагонально пересекает холст. Напряжение для художника особенно важно, он заявляет: «Я считаю картину законченной, если между отдельными формами появляется напряжение — резонанс». Ему также присуща мастеровитость, способность к лаконичному выражению темы. Помимо общих для стерлиговцев мотивов, Цэруш разрабатывает собственные: в первую очередь, это концерты, пространство музыки. Музыкант с инструментом становится тем объектом, чья форма анализируется. Постепенно художник приводит его к все большей лаконичности, обобщению, в конце концов — к трем большим формам: фигура, руки, инструмент. Изображение обретает знаковость. Цэруша интересуют основные абстрактные понятия: пространство, время. Он ставит задачу воспроизведения времени в картине. Средства видит в распаде целого на части, в паузах между частями, в пульсации, в размещении изображения на нескольких холстах: в диптихах, триптихах, полиптихах повторяется один и тот же знак, чуть изменившийся, иногда с изменением цвета. Художника также интересует знак сам по себе, знак как проблема. Он ведет свои собственные исследования в области знаковое. К знакам, имеющим обозначаемое, например, «знак музыки», присоединяются такие, в которых обозначаемым становится сам знак: формула знака. Знак в виде гигантской скобы занимает все пространство картины — это единственный ее элемент. В работах такого рода количество цветов все более сокращается, сводится к двум-трем, к монохромности. Фон того же цвета, что и изображение, только иной светлоты, насыщенности. Художник разрабатывает пространственные сюжеты, все более минималистские, например «Раздвоение». По характеру наложения краски работы разнообразны, наиболее характерна переливающаяся или «пушистая» поверхность, многослойные разноцветные остроугольные мазки-шрихи, где цвет, чаще разбеленный, просвечивает сквозь цвет.
В 2003 г. Молдове Церушу присуждено звание «Maestry in arta».
Любовь Гуревич