Сергей Спицын. Интервью МОК
Автор рассказывает...
Нас из старшего поколения было трое: А.Б. Батурин, я и Е.Н. Александрова. Мы с Елизаветой Николаевной познакомились с Владимиром Васильевичем Стерлиговым в 1963 году. Как видите, мы все до сих пор вместе.
Каждый со своей стороны подошел к Владимиру Васильевичу, но самое главное, что все мы современные художники, а это значит, что работаем в форме художника своего времени. Мы с Елизаветой Николаевной кончили Академию художеств, я в 1954 году, она немного позже, были вместе Сталинскими стипендиатами, но нас не удовлетворяла система образования того времени, мы чувствовали, что у нас в работе нет белой истины.
Что сделал Стерлигов в искусстве: он научил «смотреть на землю через небо», т.е. когда мы изображаем предмет, он научил нас смотреть в духовную сущность предмета.
Как говорил Владимир Васильевич, «искусство нуждается в религии, как в своем оправдании». Я считаю, что это единственный случай в искусстве не только страны, но и всего мира, когда достигнуто сочетание пластической формы и духовного наполнения.
Когда сознательно и долго занимаешься в традиции Чашно-купольного бытия Стерлигова, то приходит озарение и начинаешь видеть духовную сущность вещей и Природы.
Мое убеждение, что современная иконопись должна идти по этому пути, она должна изображать земное через небо, а не уподоблять святых земле, потому что святой человек принадлежит двум мирам, земному и небесному. И чаще всего в иконописи, особенно 19 века, преобладала первая часть, потому что изображали святого почти как в фотографии, но он же другой, он духовный, его нельзя так изображать.
Сергей Спицын. Из интервью МОК