О встрече с В. В. Стерлиговым вспоминает Сергей Спицын

Сразу после ухода Владимира Васильевича Стерлигова стала очевидной его роль как художника, соединившего насильственно прерванную на долгие годы логическую цепь развития русского искусства, единственного из своего поколения, отважившегося помочь перекинуть мост из 20-х годов в 60-е. По традиции своих учителей, ведущих мастеров классического авангарда начала 20-х годов, он создал свою школу, известную как «Группа Стерлигова». Члены этой группы активно участвовали в официальных, полуофициальных и неофициальных выставках. Их работы вызывали большой интерес. Сейчас каждый из них имеет свое лицо, но не потеряли эти художники общей основы. И занимают они сегодня одно из ведущих мест в творческой жизни Петербурга.

Он был ЛИЧНОСТЬ. Высокодуховная личность (духовность тут в первоначальном и прямом смысле — как религиозность, в данном случае православная). Верующим он был всегда. «По отчеству я византиец, по имени славянин, а по духу — христианин», — записал он позже.

В 1960 году Владимиром Васильевичем было сделано открытие нового пластического восприятия мира, криволинейной его конструкции, названной им «чашно-купольной», приводящей к познанию мира через духовное созерцание. «Кусочек кривой заставляет замолчать все звуки земной возни и прославляет небесную жизнь». Работа в этой проблеме стала основой всего его последующего творчества, собравшего и соединившего духовно-творческие искания его предшественников. Он писал в своем дневнике: «Стереть грань художественного и жизни. Лучший художник — Христос». «Каждый человек своим поведением рисует свою жизнь».

Слово было для него то же, что кисть. В Союзе художников зал замирал, когда он, полузакрыв глаза и держа голову неподвижно (постоянная боль? следствие контузии?), шел к трибуне. Его выступления всегда были неожиданными, необычными и никогда о «земной пыли».

«Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка

вместо свисту,

А ей твердят:

«Пой, птичка, пой!»

 

- так, вытянув вперед руку, сжатую в кулак, начал он одно из своих выступлений словами Державина. «Искусство стоит на силах бездоказательных истин. Истины, которые надо доказывать, — область науки, знания, логики, разума и т.д. Сила бездоказательной логики возникает и питается ВЕРОЙ. Бездоказательная истина всегда благо, всегда положительна, т.к. ее бесчисленное, бесконечное рождение суть вечное проявление Христа Господа через людей».

«Я никогда не занимался искусством, но я всю жизнь с трудом постигаю ИСТИНУ».

Сергей Спицын

Пространство Стерлигова. СПб.: ООО «П.Р.П.» , 2001 (Авангард на Неве). С. 62