Татьяна Глебова. «К открытию выставки в мастерской 17 апреля 1978 года»
Много раз уже говорилось о том, что Владимир Васильевич духовной пищей современного художника считал Христианство. К этому привело его открытие Чашно-Купольной системы, этого нового Канона (слово «Канон» по-гречески означает — правило). Проблемные рисунки Владимира Васильевича имеют глубокий философский и религиозный смысл, а не только профессионально-изобразительный. Возьмем его три круга, сначала касающиеся друг друга, потом входящие друг в друга. В центре получается треугольник. В первом случае — вогнутый, во втором — выпуклый. Во втором случае получается ещё форма трилистника. Треугольник — символ Троицы. Трилистник тоже может быть символом Троицы. В то же время эти круги являются схемой строения материи. (Наиболее экономная упаковка мира, по словам кристаллографов.) Из этих же фигур выводится новый прибавочный элемент — кривая — в изобразительном искусстве, и ею строятся купол и чаша, являющиеся основой нового правила (канона).
В своем творчестве Владимир Васильевич все чаше обращался к религиозным темам. Со свойственной ему чистотой и строгостью, изживая ошибки и грехи, он приблизился к истинности во многих своих произведениях. Его мировоззрение в искусстве — духовно-нравственное. О чем он всегда говорил своим ученикам и тем, кто имел с ним общение.
Я придаю большое значение нашим юбилейным выставкам 17 апреля, потому что это день благодарности и воспоминания, потому что эти выставки должны быть удалены от всяческой житейской суеты. На них мы проверяем, все ли ещё действует духовно-профессиональная закваска, на которой всходят дарования художников — чашно-купольников? Или житейские требования перестраивают их на свой лад?
Конечно, человек живет в теле и не может от него оторваться, пока не умрет. Но на это есть евангельская Христова мудрость: «Отдайте кесарю кесарево, а Божье — Богу». Пусть в нашей мастерской на 17 апреля будут собраны вещи в честь чаши-купола не кесаревы, а Божьи. С этой точки зрения и давайте обсуждать повешенные здесь работы.