Татьяна Глебова. «О времени в изобразительном искусстве»
Прямая временность в изобразительном искусстве может быть, когда на одном листе (холсте, скульптуре) изображается разномоментность. Пример: «Страсти Христовы» на одной фреске в средневековом искусстве и разные другие сюжеты, развивающиеся на одной плоскости. Клейма с деяниями и пр.
Может быть временность скрытая: художник всегда пишет свое внутреннее состояние, оно никогда не бывает застывшим, а все время меняется, следовательно, и на картине все ежесекундно изменяется. Лучший пример — последние работы П.Н. Филонова, который постоянно говорил об этом процессе в живописи и, работая, усердно этим занимался.
Когда художник искусственно заставляет себя изобразить единство времени и пространства, то и тогда он не может противостоять и избежать текучести своей внутренней жизни, и она отразится на произведении.
Изображение на картине пребывает в покое, хотя оно и отражает временное состояние и художника, и изображаемого. Оно по своему глубокому содержанию ближе к вечности.
В работах В.В. Стерлигова нет сопротивления временным процессам, но оно тяготеет к покою — к вечности.
Музыка тоже стремится к вечности, но в ней это трудно распознать, так как она прямо связана со временем и нуждается в исполнителях, которые играют только во времени. Охватить ее прямо как цельную форму труднее, хотя культура слушания, восприятия и исполнения музыки заключается именно в этом. Когда музыка воспринимается как цельная форма, она приобретает покой и приближается к вечности, к изобразительному искусству.
Татьяна Глебова. 16 мая 1974 года