Вадим Воинов в МОК - 2014 г.
Для создания функциоколлажа используются старые, в свое время широко тиражированные предметы, не имеющие, как правило, никакой материальной ценности. Часто само понятие о назначении той или иной вещи давно утеряно.
Моя цель — вскрывать их ценность, показывать их как выразительные знаки прошедшего времени. Для попытки создания нового жанра, названного мной “функциоколлаж”, применяется метод компоновки различных предметов в одной композиции. Тема и весь образный строй определены феноменом, возникающим от сочетаемости вещей. Характер предметов, их личное “обаяние” заставляют в каждом отдельном случае искать новый прием сочетания объектов и их конструирования в определенном мною сюжете.
Ритмическая, цветовая разработка, фоны и выполненные из различных материалов силуэты диктуются художественной задачей развития увиденной в предметах темы. “Функциоколлаж” — условное название. В ряде случаев по принятой в русском авангарде классификации мои работы являются контррельефами. Термин “функцио” утверждается очевидной функциональностью взятых для коллажа вещей и гипотетической возможностью пользования ими.
Тщательность или, наоборот, кажущаяся небрежность технического исполнения всегда обусловлены моим впечатлением от специфических возможностей отдельных вещей, связанных в один текст.
Сколлажированный материал принципиально не реставрируется. Пятна, прорывы, обломы, руинированное состояние и любого рода поражения, по-моему, являются яркими знаками времени и судьбы каждого из компонентов функциоколлажа. Надеюсь, что мои работы помогут ближе подойти к одному из аспектов вечной тайны Времени и Сути вещей, и считаю, что сокровенная правда старого материала открывает для этого большие художественные возможности.
Вадим Воинов, 1982
Выставка Вадима Воинова в МОК. Стихии природы.
Вещи как вещи – пока я не превращу их в очевидные знаки...
Предмет и природа.
Органика – все, кроме нашей
изобретательности.
Предложение сконструировать цикл работ с условным названием
«Органика» осмысленно и, тем более, принято далеко не сразу.
Понадобилось время, чтобы опознать как перейти от Новейшей истории,
выраженной сочетанием отдельных предметов к образам
основополагающих форм жизни природы, собранных из найденных мною
вещей. Однако, придя к мысли, что «Органика, быть может, еще и
богословие природы», - назначил афоризм девизом и им же вдохновляясь,
произвел на свет несколько функциоколлажей. Их выставочный дебют
выявил некоторое понимание сюжетов и вполне положительное
впечатление от пластики содеянного. Еще и еще подумав, - наконец решился
не эксклюзивно, а систематически заниматься органическим искусством, то
есть включить его как важное направление в свои творческие порядки.
MOK - 2015
ХУДОЖНИКУ ОТ ХУДОЖНИКА
Мировоззрение петербургского художника, писателя и поэта Елены Генриховны Гуро (1877–1913) – пример доходящей до экзальтации веры Богу, которая прежде всего выражалась в отношении к природе как к провидению Создателя. Жесткая сентенция В. Воинова из «Словаря новой мифологии»: «Органика – богословие природы», – современная формула, обобщающая для него суть творчества Гуро. Тот же философский принцип заложен и в мемориальную инсталляцию «Елена Гуро», подаренную художником Музею Органической Культуры г. Коломны. В инсталляцию включены личные вещи, принадлежавшие художнице: папка с инициалом Гуро и карандашным портретом М. Матюшина на обложке, фотография, камушки с берега Финского залива, спицы-заколки с бирюзой и акварельный рисунок – изображение розы.
Применение произведений художника в инсталляции-памятнике, выполненном другим художником, – безусловная новация. В христианской традиции красная роза – один из символов девы Марии. Известно, что в определенные периоды жизни Гуро отождествляла себя с Богоматерью. Это отождествление раскрывается в инсталляции: роза помещена на доске под полуразрушенным окладом иконы. Другие составляющие инсталляции – складной стул, аналогичный тому, который находился в мастерской М. Матюшина и Е. Гуро, и подиум, верхняя часть которого заполнена песком. Дерево, песок, камень, цветы – элементы мира, частью которого ощущала себя Елена Гуро, впервые сказавшая своим творчеством неведомое в ее время слово «экология».
Алла Повелихина
Автобиография
В биографии художника подлинные только
анкетные данные, все остальное – только ее образ.
Образ того, что есть моя жизнь получил начало 1-го июня 1940 г. в
городе Ленинграде-С.Петербурге. Мама – инженер-электрик, отец –
историк, в 1949 г. репрессирован по «Ленинградскому делу». Детство и
юность прошли «в местах не столь отдаленных». В 1959 г. закончил заочную
среднею школу. Потом работал, где придется, но всегда там, где проще уйти
от службы в армии. Затем ходил матросом на судах рыболовецкого
тралового флота в Атлантику, в Америку и Африку. В 1969 г. поступил, а 1976
г. закончил заочное отделение исторического факультета Ленинградского
Государственного университета. Диплом защитил на кафедре истории
искусства по опубликованным работам. С третьего курса в течении 22 лет
служил в Музее истории Ленинграда-С.Петербурга старшим научным
сотрудником. Писал статьи, читал лекции по истории архитектуры, ходил в
археологические экспедиции. Основным направлением музейного труда
стало обследование городской застройки, идущей и вставшей на
Старых ненужных вещей оставленных обитателями коммунальных
квартир было едва ли не больше, чем товаров в позднесоветских магазинах,
причем не стоили они ровно ничего. Присмотревшись, стал подбирать
наиболее выразительные предметы и с 1979 г. монтировать из них
композиции на темы Новейшей истории России. С 1982 г. активно
сотрудничал, в качестве автора, в самиздатских журналах «Часы» и
«Транспонанс». В 1983 г. впервые решился показать работы (авторское
название – функциоколлажи) на одной из выставок художников-
нонкомформистов. Первая персональная выставка в нашей стране,
обозначенная как «Исход вещей», произошла только в 1998 г., но зато сразу
в Русском музее. Вторая особенность в том, что ее экспонирование продлили
на полтора месяца и это в год столетнего юбилея музея! Следующая
ретроспектива «Государственный Эрмитаж под полной луной» прошла в
Эрмитаже в 2005-2006 гг. Она была продлена на один месяц и, таким
образом, простояла пять с половиной месяцев.
В 2011 г. наконец случилась выставка-ретроспектива «Фабула
предмета» в Москве, но не в Третьяковской галерее, как было спланировано
и прекрасно подготовлено, а по непонятным мне причинам, на площадке
Московского музея современного искусства (Тверской бульвар 9).
И последнее - биографически важное. В 1994 г. С.-Петербургским
культурным центром «Пушкинская 10» при постоянном сотрудничестве с
отделом новейших течений Русского музея была организована и открыта, до
сих пор единственная в городе, авторская галерея «Мост через Стикс», в
которой более 20 лет периодически сменяются мои работы.