Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.В → Вадим Воинов

 

 

1

Вадим Воинов в МОК - 2014 г.

 

Манифест. 1982



Для создания функциоколлажа используются старые, в свое время широко тиражированные предметы, не имеющие, как правило, никакой материальной ценности. Часто само понятие о назначении той или иной вещи давно утеряно.

Моя цель — вскрывать их ценность, показывать их как выразительные знаки прошедшего времени. Для попытки создания нового жанра, названного мной “функциоколлаж”, применяется метод компоновки различных предметов в одной композиции. Тема и весь образный строй определены феноменом, возникающим от сочетаемости вещей. Характер предметов, их личное “обаяние” заставляют в каждом отдельном случае искать новый прием сочетания объектов и их конструирования в определенном мною сюжете.

Ритмическая, цветовая разработка, фоны и выполненные из различных материалов силуэты диктуются художественной задачей развития увиденной в предметах темы. “Функциоколлаж” — условное название. В ряде случаев по принятой в русском авангарде классификации мои работы являются контррельефами. Термин “функцио” утверждается очевидной функциональностью взятых для коллажа вещей и гипотетической возможностью пользования ими.

Тщательность или, наоборот, кажущаяся небрежность технического исполнения всегда обусловлены моим впечатлением от специфических возможностей отдельных вещей, связанных в один текст.

Сколлажированный материал принципиально не реставрируется. Пятна, прорывы, обломы, руинированное состояние и любого рода поражения, по-моему, являются яркими знаками времени и судьбы каждого из компонентов функциоколлажа. Надеюсь, что мои работы помогут ближе подойти к одному из аспектов вечной тайны Времени и Сути вещей, и считаю, что сокровенная правда старого материала открывает для этого большие художественные возможности.

Вадим Воинов, 1982

 

4

Выставка Вадима Воинова в МОК. Стихии природы.

Вещи как вещи – пока я не превращу их в очевидные знаки...

Предмет и природа.


Органика – все, кроме нашей
изобретательности.
Предложение сконструировать цикл работ с условным названием 
«Органика» осмысленно и, тем более, принято далеко не сразу. 
Понадобилось время, чтобы опознать как перейти от Новейшей истории, 
выраженной сочетанием отдельных предметов к образам 
основополагающих форм жизни природы, собранных из найденных мною 
вещей. Однако, придя к мысли, что «Органика, быть может, еще и 
богословие природы», - назначил афоризм девизом и им же вдохновляясь, 
произвел на свет несколько функциоколлажей. Их выставочный дебют 
выявил некоторое понимание сюжетов и вполне положительное 
впечатление от пластики содеянного. Еще и еще подумав, - наконец решился 
не эксклюзивно, а систематически заниматься органическим искусством, то 
есть включить его как важное направление в свои творческие порядки.


MOK - 2015

ХУДОЖНИКУ ОТ ХУДОЖНИКА

2

Мировоззрение петербургского художника, писателя и поэта Елены Генриховны Гуро (1877–1913) – пример доходящей до экзальтации веры Богу, которая прежде всего выражалась в отношении к природе как к провидению Создателя. 

    Жесткая сентенция В. Воинова из «Словаря новой мифологии»: «Органика – богословие природы», – современная формула, обобщающая для него суть творчества Гуро. Тот же философский принцип заложен и в мемориальную инсталляцию «Елена Гуро», подаренную художником Музею Органической Культуры г. Коломны. 

    В инсталляцию включены личные вещи, принадлежавшие художнице: папка с инициалом Гуро и карандашным портретом М. Матюшина на обложке, фотография, камушки с берега Финского залива, спицы-заколки с бирюзой и акварельный рисунок – изображение розы.

Применение произведений художника в инсталляции-памятнике, выполненном другим художником, – безусловная новация. 

    В христианской традиции красная роза – один из символов девы Марии. Известно, что в определенные периоды жизни Гуро отождествляла себя с Богоматерью. Это отождествление раскрывается в инсталляции: роза помещена на доске под полуразрушенным окладом иконы. 

    Другие составляющие инсталляции – складной стул, аналогичный тому, который находился в мастерской М. Матюшина и Е. Гуро, и подиум, верхняя часть которого заполнена песком. 

    Дерево, песок, камень, цветы – элементы мира, частью которого ощущала себя Елена Гуро, впервые сказавшая своим творчеством неведомое в ее время слово «экология».

Алла Повелихина

 

Автобиография


В биографии художника подлинные только
анкетные данные, все остальное – только ее образ.
Образ того, что есть моя жизнь получил начало 1-го июня 1940 г. в 
городе Ленинграде-С.Петербурге.  Мама – инженер-электрик, отец – 
историк, в 1949 г. репрессирован по «Ленинградскому делу». Детство и 
юность прошли «в местах не столь отдаленных». В 1959 г. закончил заочную 
среднею школу. Потом работал, где придется, но всегда там, где проще уйти 
от службы в армии. Затем ходил матросом на судах рыболовецкого 
тралового флота в Атлантику, в Америку и Африку. В 1969 г. поступил, а 1976 
г. закончил заочное отделение исторического факультета Ленинградского 
Государственного университета. Диплом защитил на кафедре истории 
искусства по опубликованным работам. С третьего курса в течении 22 лет 
служил в Музее истории Ленинграда-С.Петербурга старшим научным 
сотрудником. Писал статьи, читал лекции по истории архитектуры, ходил в 
археологические экспедиции. Основным направлением музейного труда 
стало обследование городской застройки, идущей и вставшей на 
Старых ненужных вещей оставленных обитателями коммунальных 
квартир было едва ли не больше, чем товаров в позднесоветских магазинах, 
причем не стоили они ровно ничего. Присмотревшись, стал подбирать 
наиболее выразительные предметы и с 1979 г. монтировать из них 
композиции на темы Новейшей истории России. С 1982 г. активно 
сотрудничал, в качестве автора, в самиздатских журналах «Часы» и 
«Транспонанс». В 1983 г. впервые решился показать работы (авторское 
название – функциоколлажи) на одной из выставок художников-
нонкомформистов. Первая персональная выставка в нашей стране, 
обозначенная как «Исход вещей», произошла только в 1998 г., но зато сразу 
в Русском музее. Вторая особенность в том, что ее экспонирование продлили 
на полтора месяца и это в год столетнего юбилея музея! Следующая 
ретроспектива «Государственный Эрмитаж под полной луной» прошла в 
Эрмитаже в 2005-2006 гг. Она была продлена на один месяц и, таким 
образом, простояла пять с половиной месяцев.
В 2011 г. наконец случилась выставка-ретроспектива «Фабула 
предмета» в Москве, но не в Третьяковской галерее, как было спланировано 
и прекрасно подготовлено, а по непонятным мне причинам, на площадке 
Московского музея современного искусства (Тверской бульвар 9).
И последнее - биографически важное. В 1994 г. С.-Петербургским 
культурным центром «Пушкинская 10» при постоянном сотрудничестве с 
отделом новейших течений Русского музея была организована и открыта, до 
сих пор единственная в городе, авторская галерея «Мост через Стикс», в 
которой более 20 лет периодически сменяются мои работы.

В парке МОК - 2015.

 

Выставка "Стихии природы". "Великий шелковый путь"

интервью во дворике МОК

...меня попросили сделать работы...

органика - это всё...

авторская галерея

искусство - это...

срабатывает компо-зиционная способность...

функциоколлаж - это...




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо