Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.Ц → Цэруш Михаил

??1

МИХАИЛ ЦЭРУШ: ВРЕМЯ В КАРТИНЕ

О каждом значительном мастере можно сказать, что искусство его обладает серьезностью, гармонией, культурой, индивидуальностью, продуманностью композиционных структур, ощущением стиля времени и своего места в нем.

Все это можно сказать, разумеется, и о Михаиле Цэруше. Однако медальон из комплиментов - плохая услуга художнику. Дело в ином - в возможности определить его особливость, то, что присуще лишь ему, что связывает его со временем и от времени отдаляет.

Как истинно одаренный художник, Цэруш живет и в собственном времени и во времени, существующем вокруг. В юности соприкоснулся он с особым миром школы Владимира Стерлигова, созвучным его собственным, робким еще исканиям, и это сыграло в его профессиональной судьбе известную роль. Цэруш утвердился в стремлении искать скрытую суть мира, различать сложные структуры, таинственным образом синтезирующие в себе жесткую логику и поэтическую веру в изначальную упорядоченность и разумность Вселенной.

Да, Цэруш проживал жизнь и так, как проживали ее другие. Учился в художественном вузе, выставлялся вместе с инакомыслящими, случался большой успех и персональных его выставок. Он взрослел. А внутри текла иная жизнь, лишь в душевных глубинах соприкасающаяся с тем, что происходило на поверхности бытия.

Михаил ГЕРМАН

Михаил Цэруш развивает весь спектр возможностей, существующих внутри избранной пластической системы, но особенный интерес он проявляет к проблеме существования формы в пределах картинной плоскости. В сво­их динамичных, насыщенных по цве­ту композициях он использует укруп­ненный, разнонаправленный мазок, создающий «дышащую» поверхность, применяет сложные композиционные ракурсы, сдвигает оси изображения, растягивает и расчленяет простран­ственные планы.

Ирина Карасик

Пространство Стерлигова.  СПб.:  ООО «П.Р.П.» , 2001 (Авангард на Неве). с. 119

Вспоминает Михаил Цэруш.

Мое знакомство с Владимиром Василь­евичем Стерлиговым (В.В.С.) состоя­лось в 1971 году, в его мастерской на Петроградской стороне. Привел меня туда Саша Кожин, который уже тайно занимался у Стерлигова и много о нем рассказывал.

Во время моего первого посещения стерлиговской мастерской там демонстриро­валась совместная выставка самого хо­зяина, его жены Татьяны Николаевны Глебовой и учеников-стерлиговцев. Те работы В.В.С. я помню до сих пор — они не были яркими и не произвели на меня особенного впечатления, потому что в то время я был увлечен Матиссом, импрессионистами и фовистами. И во­обще, стерлиговский стиль письма был отличен от всего того, с чем мне прихо­дилось сталкиваться до того. Естествен­но, тогда я эти работы воспринял с внут­ренней настороженной сдержанностью. Однако со временем они раскрылись для меня своей философской глубиной и буквально перевернули мое художе­ственное мировоззрение. Владимир Васильевич согласился, что­бы я посещал его мастерскую и выпол­нял те задания, которые он предлагал своим ученикам.

Его обучение было неординарным. Сам, обладая большими знаниями в области живописи и создавший собственную систему-школу понимания живописных формы и цвета, он учил нас улавлива­нию этого понимания на уровне подсоз­нания: не только через ум, а еще — че­рез сердце и душу.

Познакомив нас с теорией Матюшина, Стерлигов показывал нам на очень ко­роткое время его таблицу по цвету, и мы должны были уже к следующему заня­тию принести свою работу-версию на данную цветовую гамму. Помню, собирались как-то летом у него дома в Петергофе, и однажды он пред­ложил нарисовать «Хорту» Пикассо по памяти, которую многие не очень-то и помнили. Учитель показал на мгновение ее репродукцию. Когда потом анализировали сделанные рисунки, то выясни­лось, что все постарались воспроизве­сти «Хорту» буквально графически, совсем не сообразив, что дело тут как раз в кубистических столкновениях формообразующих элементов. Меня сразу впечатлил сам внешний вид Владимира Васи­льевича, особенно его лицо. Оно имело крупные выразительные черты и казалось по-настоящему рельефно-скульптурным. Потом я осознал, что все в целом — глаза, нос, губы, жест руки — являлись некими составными формами композиций в его работах. Когда я это понял, то действительно стал находить и, главное, узнавать физиогномические и антропоморфные осо­бенности Стерлигова в особом же характере форм, в особенности пропорций фигур, которые он создавал. Так, серия работ «Воспоминание о супрематизме» напоминала мне особенность его походки; серия работ «Руки» — жест его же руки; серия рисунков гуашью «Глаза» и «Многовзорье» — сам стерлиговский взгляд.

И во всем этом для меня чувствовалось состояние доброты, хотя нередко приходилось слышать со стороны, что В.В.С. не добр. Говорили так в первую очередь люди, не склонные к анализу тех критических замечаний, которые делал Стерлигов. Для меня же учитель оказывался всегда правдив, и это было наиболее ценным и важным в формировании моего художествен­ного мировоззрения на опыте его школы.

Когда Владимир Васильевич говорил, все слушали его, замирая. То, что он говорил, то, как он говорил, производило сильный положительный эффект. Слова Стерлигова, так же как и само его искусство, имели глубину и открытость, они раскрывали человека и раскрепощали его — сразу хотелось работать и находить в этой работе зерна истины...

Уходя из мастерской на Петроградской (и как потом выяснилось — в последний раз), Владимир Васильевич вернул нас с лестницы и обратил внимание на то, что мы оставили после себя беспорядок: шпингалет на окне не задвинут, форточка, наоборот, не была открыта, как то полагалось, пол не подметен. Стерлигов с сожалением сказал, что при таком отношении нельзя будет ничего создать и построить, что нужно нести возложенное на нас чисто, честно и принципиально точно.

...Прошло четверть века со дня смерти Владимира Васильевича, а его аура все еще окружает и одаряет нас.

Пространство Стерлигова. СПб.: ООО «П.Р.П.» , 2001 (Авангард на Неве). С. 72-73

Из биографии Михаила Церуша...

1948 - Михаил Цэруш родился в Молдове

1975 - окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, мастерская И.А. Серебряного С 1 971 по 1 973 являлся учеником художника В.В. Стерлигова, ученика Малевича. Изучал импрессионизм, кубизм, традиции русского авангарда и чашно-купольную систему Стерлигова

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: 1981 - Дом ученых, Ленинград

- Выставочный зал Союза художников Молдовы, Кишинев

- Выставочный зал Парламента Румынии, Бухарест

1991      - Дом писателей, Петербург

- Галерея «Гильдия мастеров», Петербург

- Музей городской скульптуры, Петербург 1997 - «Вместе», галерея «Невограф», Петербург 2001 - «Знаки», галерея К.Бранкузи, Кишинев

2001 - Cite internationale des ARTS (Международный город искусств), Париж 2003 - «Кодировка - Знаки», галерея К.Бранкузи, Кишинев 2003 - «Пространство и время» - диалог Цэруш-Астрейн, музей В.Набокова 2003 - «Цэруш - Астрейн», галерея «Гильдия мастеров», Санкт-Петербург 2005 - «В джазовом цвете», гранд-отель «Европа», Санкт-Петербург

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1975 - Выставка неофициальных художников, ДК «Невский», Ленинград
1988 - «Стерлигов, его ученики и последователи», Дирекция музеев ленинградской области, Ленинград
1990 - «Русское и советское современное искусство», Токио

1992      - «В сторону Малевича», Вена

- «Группа Стерлигова. Живопись из России". Галерея Пьюхофф, Нью-Йорк

- IV биеннале современного искусства, Петербург

1996 - "Рядом со Стерлиговым». Государственный Русский музей

1999 - "Группа Стерлигова", Государственный музей истории Санкт-Петербурга

1993-2005 - ежегодная выставка «Петербург», Центральный выставочный зал «Манеж», Петербург

МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ:

ГТГ, ГРМ, Музей истории Санкт-Петербурга, Дирекция музеев ленинградской области, Государственный художественный музей Молдовы, Ярославский художественный музей, Государственный художественный музей Казахстана, Фонд Колодзей (Москва), Музей нонконформистского искусства (СПб), Музей изобразительного искусства им. Антонеску (г. Бакэу, Румыния), Муниципальный музей "Царскосельская коллекция" (г. Пушкин), Музей Ратгерского университета (собрание Нортона Доджа), США Музей Органической Культуры, Коломна

 

ПУБЛИКАЦИИ в изданиях России и зарубежной прессе (около 70), 7 телефильмов

 




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо