Учился в Тенишевском реальном училище. С 1917 г. живёт в Москве. «В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А.П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира Искусства» и «Бубнового валета». Эстетика символизма оказалась глубоко созвучной художнику. Весь мир художником воспринимался как символ. В этом он был близок П. Флоренскому и А. Лосеву, с которыми ему приходилось встречаться лично. Бесконечность в его модели мира непрерывно наполнена такой животворящей энергией. Поэтому космос Б. А. Смирнова-Русецкого – это космос-организм, полный творческих сил.
Таким его когда-то увидел Платон. Таким его рисует русский космизм» (2).
В 1922 г. встречается с П. П. Фатеевым – будущим лидером группы «Амаравелла». Вместе с ним в 1923 г. участвует в «Выставке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).
С 1922 г. Б. А. Смирнов-Русецкий начинает работать над циклом «Прозрачность», «который», по его словам, «складывался не только под впечатлениями природы. Огромное влияние оказывала музыка... Особенно были близки романтики – Шопен, Шуман, Вагнер, Лист. Влияние романтизма не только в музыке, но и в литературе глубоко сказывалось на протяжении всей жизни» (4)
В 1926 г. встречается с Н. К. Рерихом.
С 1922-1927 активно переписывался с В.В. Кандинским.
С 1927 года художник путешествует по древнерусским местам. Он вспоминал: «Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Новгород, Псков, а также города и монастыри Подмосковья: Звенигород, Троице-Сергиева Лавра, Боровск, Коломна, Александров, Волоколамск, Переяславль-Залесский, Иосифо-Волоколамский монастыри – все эти древние места со своим неповторимым очарованием оставили неизгладимый след в душе и в живописи…Псковская земля и архитектура Пскова мне были особенно близки. Три раза в Псковском музее-заповеднике проходили выставки моих работ – в 1970, 1975 и 1985 годах, Я много работал и в самом Пскове, и в Изборске, в Печорах, в Себеже и Пушкинских горах. Образовался обширный цикл «Псковская земля», в котором я стремился показать глубокую гармонию архитектуры и природы» (4).
В 1928 гг. участвует вместе со своими друзьями по группе в выставках в Нью-Йорке и Чикаго.
В 1929 году принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь – Творчество» (Москва).
В 1930 учится во ВХУТЕМАСе (классы И. И. Нивинского и П. А. Фаворского).
В 1930 году поступает в аспирантуру Института металлов и до войны преподаёт курс металловедения в МВТУ (Московское Высшее Техническое Училище им. Баумана).
В тридцатые годы Б. А. Смирнов-Русецкий совершает многочисленные поездки по Северу. Тогда начался его одноименный цикл «Север», над которым мастер работал всю жизнь. «Первое большое путешествие в 1931 году охватило Ладожское и Онежское озеро, от Ленинграда до Медвежьей горы, а затем, по Мариинской системе до Кириллова, Рыбинска, Углича. Впервые увидел замечательные памятники северной архитектуры – Кириллово-Белозерский и Ферапонтов монастыри. В 1933 году я прошел морской путь от Архангельска до Мурманска, а затем провел около месяца в Хибиногорске (ныне – Кировск). Огромное впечатление оставили суровые скалистые берега Кольского полуострова, острова с птичьими базарами, и величественные очертания Хибин. В послевоенные годы мне, наконец удалось побывать в Сортавале – небольшом городке, где в 1916-1919 годах жил Рерих. Глубокие шхеры Ладоги с бесчисленными островами, суровые скалы и валуны в сочетании с нежной весенней зеленью и разнообразием цветов неизменно влекли меня, и мы с женой уже десять лет подряд проводим весну и начало лета около Сортавалы, в заливе Кирьявалахти. Глубокая, задумчивая красота Севера, уединение этих нетронутых мест Карелии располагают к сосредоточенности, самоуглублению, к светлому философскому видению мира» [4].
В 1941 году Б. А. Смирнов-Русецкий был незаконно репрессирован. Пo отбытии срока высылается в Акмолинскую область. Реабилитирован за отсутствие состава преступления в 1956 г.
В 1962 г. защищает кандидатскую диссертацию по металловедению. Занимается проблемами сварки.
В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника.
Ю. В. Линник писал: «Творчество Б. А. Смирнова-Русецкого было неразрывно связано с традициями отечественной духовности. Борис Алексеевич как бы продлил «Серебрянный век» до наших дней, увлеченно работая в атмосфере его поэзии и философии, углубляя его авангардные искания. Созданное Борисом Алексеевичем – часть той культуры, которую мы связываем с именами Скрябина и Хлебникова, Бердяева и Пастернака» [3]
«Как и другие мастера «Амаравеллы», Б. А. Смирнов-Русецкий стал пионером в художническом освоении космоса – первые его картины на эту тему появились еще в двадцатые годы. Б. А. Смирнова-Русецкого можно назвать мастером звездного неба. Никто до него не умел так точно передавать завораживающую глубину ночного пространства. Средствами конечного художник воплощал идею бесконечного. С ним го-ворили дальние цивилизации, где утвердились иные каноны красоты: их познанию и освоению мастер по¬святил удивительные фантастические полотна» [2].
[1] Линник Ю. В. Жемчужница / Юрий Линник ; – Петрозаводск : Издательство «Святой остров», 1995.
[3] Линник Ю. В. Эгириновое солнце / Юрий Линник ; – Петрозаводск : Полимусейон, 2013.
[4] Смирнов-Русецкий Б. А. Творческий путь / рукопись / архив Музея Органической Культуры.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Выставки
Группа художников-космистов «Амаравелла»:
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий