Родилась в 1879 году в состоятельной семье курляндских баронов фон Мантейфель. Ощутив в себе артистическое призвание, рано ушла из семьи – пела и играла в драме в г. Вильно, Риге. Участница антрепризы К.Н. Незлобина.
В Санкт-Петербурге жила в период примерно с 1907 до 1918-1920 гг., где познакомилась с художниками «Мира искусства», а также деятелями Художественного театра, Большого театра и театра Зимина.
В период 1920-1923-х годов она работала где-то на Дальнем Востоке и возможно в Китае (или с театральной труппой, или может быть, с кем-то вдвоем).
Была недолгое время женой известного русского мистика П. Д. Успенского.
Затем жила в Москве и зарабатывала на жизнь живописью. «В 1923 году связала свою жизнь с группой «Амаравелла» – художники видели в ней свою музу-вдохновительницу»[1].
Б. А. Смирнов-Русецкий познакомился с ней в 1924 году и вспоминал: «Ее комната, длинная и узкая, где почти всегда царил беспорядок, напоминала о прошлом актрисы. Разнообразные, красивые ткани, какие-то необычные украшения, остатки театральных костюмов. Особенно любила она культуру Египта… Работала она над каждом портретом подолгу; ее метод работы (вернее, тот путь, который она интуитивно выбрала) близок к методу Филонова. Она не столько работала с натуры, сколько размышляла о внутренней сущности человека, об его мире, об его прошлом и будущем. Эти ассоциативные образы окружали человека, заполняли картину, но для зрителя во многом оставались неясными. Так Петра Петровича (Фатеева – прим. ред.) она звала Ассарходоном (опять В. Брюсов!), и на портрете у него ассирийский профиль. Возможно, его властность и сила для нее ассоциировались с Ассирией; мы его звали сокращенно «Асар». А мое имя «Син» она вывела как-то постепенно из «синеглазого», хотя эта синеглазость была лишь образным выражением моей сущности (глаза у меня карие). Позже я узнал, что в китайской философии Синь – сердце, постигающее Дао. Что касается Виктора Тихоновича, то ему и Сергею Ивановичу, Руна так и не нашла адекватных имен.
В ее отношениях к членам Амаравеллы было много материнского ласкового и всегда во всем она умела найти лучшую сторону»[2].
«В 1930 году была арестована и сослана в Архангельск. Наследие её погибло – за исключением четырёх работ: это изумительные портреты друзей по «Амаравелле», хранящиеся в Кара-Колпакском художественном музее»[1].
[1] Линник Ю. В. Эгириновое солнце / Юрий Линник ; – Петрозаводск : Полимусейон, 2013.
[2] Смирнов-Русецкий Б. А. Руна / рукопись / архив Музея Органической Культуры.
Руна (Вера Николаевна Пшесецкая). Выставки
Группа художников-космистов «Амаравелла»:
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий
Вера Николаевна Пшесецкая (Руна)