Любовь Гуревич о Ларисе Астрейн
Лариса Астрейн (р. 1941, в эвакуации, в поезде, близ г. Кызыларбат Ашхабадской обл. Туркменской ССР). Отец – военный, мать – медсестра. С двух до шести лет жила в Ворошиловграде Донецкой обл., затем в пос. Пестово Новгородской обл., через два года переехала в пригород Ленинграда, д. Викколово. С 1954 г. – в Ленинграде. Занималась в изостудии Дворца пионеров у М. Гороховой. Закончила факультет внутренней отделки зданий ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1966). Работала в Институте металлургии и сварки художником-архитектором, затем в КЖОИ. Занималась гобеленом, керамикой. С 1982 г. изучала систему В. Стерлигова на занятиях, проводившихся Г. Зубковым и под руководством М. Цэруша (позже ставшего ее мужем).
Склонна к теории, к аналитическому способу постижения пластических, цветовых законов. Сосредоточена на проблемах школы Стерлигова: деление обобщенных, геометризированных форм, их проникновение друг в друга, принцип дополнительности, взаимовлияние цвета и формы. Живопись преимущественно мерцающая: на поверхности одного цвета – паутина штрихов, мелких мазков или пятен другого. В натюрмортах стерлиговский набор предметов: сосуды, фрукты, цветы, приведенные к обобщенной форме. Усилия сосредоточены на характере гаммы: «Натюрморт в красно-зеленой гамме», «В погашенной гамме», «Натюрморт с белыми формами», «Натюрморт с голубыми формами», «Синий натюрморт», «Черное в цветном», «Голубое в красном», «Натюрморт на три тона», «Натюрморт в холодном окружении». В пейзажах темой становится само пространство – воздушно-световое или морское и воздушное. Склонна к предельным обобщениям: ее пейзажи – это «портрет природы в форме чаше-купольного пространства». Иногда пейзаж более конкретный, опять же стерлиговский, парковый, иногда со схематичными фигурами. Есть беспредметные композиции – например, «Блюз», призванная выразить музыкальное, ритмическое начало в живописи.
Художники ленинградского андеграунда. СПб.: «Искусство-СПБ» , 2007. с. 16