Сардан (Александр Павлович Баранов)

Сардан (Александр Павлович Баранов)
Сардан (Александр Павлович Баранов) (23.11.1901/Москва - ☦ 28.08.1974/Москва) - группа художников-космистов «Амаравелла».

А. П. Сардан родился 23 ноября 1901 г. в Москве. Его родители происходили из крестьян. Известно, что мать до замужества играла в драматическом театре, а отец был письмоводителем. У Александра Павловича было 3 брата и сестра.
По воспоминаниям его сестры – Антонины Павловны Барановой, художник «ещё в очень раннем детском возрасте он внимательно вслушивался в звуки музыки и испытывал особенное пристрастие к музыкальным инструментам. За время учебы в гимназии, где он был до окончания ее в числе первых учеников, он участвует в кружках: изобразительном, музыкальном, скульптурном.

Обладая абсолютным слухом и редкой музыкальной памятью, он быстро овладел техникой игры на балалайке, мандолине, гитаре, а позже – на рояле» [1].
По окончании гимназии А. П. Сардан учился в музыкальном училище им. Гнесиных и окончил его в 1919 г. по классу композиции. Первые графические работы, выполненные преимущественно карандашом, акварелью и темперой, относятся к 1920 г. Это фантастические здания, средневековые сцены, лица в фантастических костюмах. На этих работах несомненно сказывается влияние театрального искусства того времени. К сожалению все почти произведения самого раннего периода погибли во время Великой отечественной войны.
В 1925 г. в Музее живописной культуры, около экспонировавшегося там «Чёрного квадрата» К. С. Малевича, он познакомился с Б. А. Смирновым-Русецким. Он становится членом небольшого кружка из пяти художников, где руководящую роль старшего по возрасту и творческому опыту играл П. П. Фатеев. Он с интересом и сочувствием относился к работам Александра Павловича, поощряя самостоятельность и самобытность его творческих поисков.
В этот период жизни Александра Павловича волнуют не только вопросы искусства, он глубоко интересуется вопросами науки в самых различных областях – в астрономии, биологии, физике, геологии, медицине, психологии. По словам Б.А. Смирнова-Русецкого, «в его сознании раскрывается величественная картина Земли, как части космоса, природы, явления космического, звучащего единым ритмом Вселенной. Живое, непосредственное ощущение «дыхание Космоса» пронизывает все произведения Сардана, определяет их темы, ритм и то «музыкальное звучание», которое можно назвать Космическим» [1].
В 1930 г. прошёл подготовку по курсу кинорежиссуры во ВГИКе и поступил на студию «Мостехфильм», где сначала работал художником, а затем кинорежиссёром и сценаристом научно-популярных фильмов. В 1949 г. в Париже получил Международную премию им. Маррея Мезгиша за фильм «В мире кристаллов» [2].
Высокую оценку творчества художника дал Б. А. Смирнов-Русецкий: «Характерным для него был метод импровизационного творчества. Его музыкальные импровизации были поразительны по богатству содержания, новизне формы, строгой законченности. В его музыкальных композициях звучали новые, необычные мелодии и гармонии, некоторые из них запомнились на всю жизнь. Вот низкие, медленные звуки торжественного обращения, молитвы Востока: удары барабанов и гонга, где-то высоко в горах медленное шествие: это было сродни ритмам Стравинского.
В других импровизациях пробуждалась огненная стихия: рдеющие, трепетные отзвуки пламени, колебания его широкие и мощные – этот язык огня был ему особенно близок, но самыми удивительными были те подлинно космические гармонии, где на фоне вибрирующего тремоло звёздного безмолвия возникали как бы шаги человека идущего от звезды к звезде.
Поразительно было его искусство, его способность запечатлеть глубокое, самое невыразимое, тот голос безмолвия, который раскроет новое состояние духа, озаренного невиданным величием и красотой.
Тот же поток звучаний проявлялся и в живописи, даже сами названия произведений того времени в большинстве своем музыкальны. Вот некоторые из них: «Симфония радиации Земли», «Звучания в пространстве» (1923 года), «Весенняя серенада», «Гимн ночи» (1920 г.), «Поэма утренней зари» (1920 г.), «Песня моря» (1927 г.).
«Симфония радиации Земли» – это мощное излучение, ритмически возникающее из Земной поверхности, те магнитные и тепловые волны, которыми наполнена околоземная атмосфера, интуитивно осознанная художником – страница из летописи Земли.
«Гимн ночи» – одно из типичных произведений периода 1920-х годов. Ночной мрак озарен вспышками огней, эти огни, ритмически поднимаясь от горизонта по вертикали, рассыпаются слиянием лучей подобно фейерверку. В глубинах пространства загораются новые и новые огни, образуя светящуюся мозаику. В нижней части картины – водное пространство, где тускло мерцают небольшие огоньки, а на переднем плане светящиеся цветы, замыкающие своим полукругом композицию. Борьба мрака и света, торжество Света над мраком Ночи. Она сродни поэме Вивальди «Ночь» – где среди ночного безмолвия возникают огни карнавала, и вспышки света рассеивают ночной мрак.
Глубокого философского смысла полна картина «Рождение матери» (1920 г.). В центре картины 2 светлых круга как бы ограничивают область концентрации материи интенсивным спиралеобразным движением. Из центра круга это движение расширяющейся спиралью устремляется кверху.
Богатство форм и преобразований материй символизируется сложным и разнообразный ритмом, в который вовлечено все пространство картины – от центра до периферии. Глубокие черные пятна как бы провалы с извилистыми очертаниями – это своеобразная, живописная концепция антивещества, процесса аннигиляции материи. Не менее интересна по концепции работа под названием «Мысль, материя, архитектура». Пересекающие по диагонали уступы – это как бы разрез поверхности Земли, полной богатых залежей полезных ископаемых, связанных с центральной частью планеты узкими, извилистыми источниками. Околоземная атмосфера полна вибраций всевозможных волн, сквозь которые просвечивают здания, как бы вырастающие в пространстве. Всё это пульсация мысли человека, нарастание созидательных построений, образующих архитектуру планеты.
Так в образной форме художник раскрывает богатство творческой мысли Человечества, великие созидательные силы, проявляющиеся в космическом творчестве.
Задолго до осуществления полета в космос А. П. Сардан – предвосхищает начало Космической эры в картинах: 1) «Симфония космоса» (1925 г.); «Разведка в космосе» (1932 г.); «Ввысь» (1930). Космическое начало выражено в большинстве произведений художника. Для него нет «пустого» пространства, мертвых, неподвижных форм, материя – это непрерывное движение, изменения, протекающие быстро или медленно, это становление, как форм природы, так и самого человека. Художник придает зримую форму бесчисленным колебаниям электромагнитных, световых радиоволн, наполняющих атмосферу и все околоземное пространство нашей планеты.
Язык его картин понятен равно как людям искусства, так и ученым, связанных с проблемой физики, астрономии, астронавтики, энергоинверсии. Но не следует забывать, что Александр Павлович и – музыкант. Музыкальное звучание проявляется во всех его произведениях, но в некоторых оно особенно тонко и изысканно.
Таковы работы: «Тембр арфы» (1925 г.), «Органная фуга на восточную тему» (1925 г.), «Импровизация на восточный мотив» (1924 г.)
В «Тембре арфы» – это светлая, прозрачная по звучанию поэма «небесной музыки» в пространстве натянуты струны и их колебания превращается в гармонии, наполняющие цветными волнами картину.
Иного величавого ритма полна картина «Органная фуга». В центре картины вертикали, напоминающие трубы органа. Мелодии звучат, то повышаясь, то понижаясь – это архитектура, вырастающая в пространстве, со строгими повторами ритма, в теплой, зеленовато-зеленой гамме и на этом спокойном, почти монотонном фоне, возникают причудливые, сказочные очертания восточных здании, с синими крышами, с узкими окнами, в окружении зелени.
Ещё более насыщена и богата колористически «Импровизация на восточную тему». В ней синеет небо, усыпанное звездами, окруженные ореолом сказочно богатых лучей Солнца извиваются облака. В этой цветовой музыке А. П. Сардан с удивительным мастерством и изобретательностью запечатлел образы, близкие традиционной китайской и тибетской живописи, богатства цветовой пластики и насыщенности цвета художник достигает, пользуясь акварелью, в сочетании с белилами, а иногда – с темперой. В некоторых случаях он добавляет к этой сложной технике еще цветные карандаши. По тонкости фактуры и богатству цвета некоторые его небольшие по размеру картины напоминают ювелирные произведения. В некоторых произведениях, таких как «Песня моря», «Маяки Земли и Сигналы из космоса», «Восход Солнца» и другие, пластические средства выражения несколько иные. На относительно однообразном по цвету и фактуре фоне появляются светящиеся изгибающиеся формы, более массивные, очень выразительные по своей динамике» [1].
В 1958 году тяжелая болезнь (инсульт) поражает художника, и он был вынужден выйти на пенсию в 1962 г., а 28 августа 1974 года он скончался [1].
Произведения А. П. Сардана экспонировались в США (1927, 1928) и 6-й выставке «Жизнь – Творчество» (Москва, 1929); на 3-й конференции «Свет и музыка» (Казань, 1975) и на выставке «Космическое искусство» (Пущино, 1981). Персональная выставка произведений А. П. Сардана была организована Институтом энергоинверсии в Центральном Доме авиации и космонавтики в 1975 г.; в 1989 г. на выставке произведений группы «Амаравелла» из собрания Ю. В. Линника в Музее изобразительных искусств Республики Карелия [2]

[1] Баранова А. П., Смирнов-Русецкий Б. А. Биография Александра Павловича Сардана (Баранова) – художника, музыканта и кинорежиссёра / рукопись / архив Музея Органической Культуры.

[2] Каталог выставки произведений группы «Амаравелла» : Живопись, графика : / [Вступ. ст. Ю. Линника]. – Петрозаводск : Карелия, 1989.

Искусство художников группы «Амаравелла» в научном и поэтическом творчестве Юрия Владимировича Линника (18.01.1944 г. - ☦ 5.05.2018 г.)

Сардан (Александр Павлович Баранов). Выставки

Группа художников-космистов «Амаравелла»:

Петр Петрович Фатеев

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий

Вера Николаевна Пшесецкая (Руна)

Александр Павлович Сардан

Сергей Иванович Шиголев

Виктор Тихонович Черноволенко